09:50 Башкирская республиканская организация профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации | ||
О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее – Департамент) рассмотрел Ваше обращение и в части своей компетенции сообщает. В соответствии со статьей 334 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) педагогические работники имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (далее – отпуск), продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (далее – постановление № 466) для педагогических работников предусматривается продолжительность отпуска, составляющая 42 или 56 календарных дней. При этом конкретная продолжительность отпусков педагогических работников, замещающих указанные должности, зависит от наименования должности, типа образовательной организации, а также особенностей здоровья обучающихся (детей), с которыми они работают. Так, в дошкольных образовательных организациях ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска продолжительностью 56 календарных дней предоставляются всем педагогическим работникам, если они работают с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении. В данном случае имеется в виду, что все педагогические работники, принимающие непосредственное участие в работе с такими детьми, имеют право на отпуск указанной продолжительности. Следует также учесть, что предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью, составляющей 56 календарных дней, постановлением № 466 не обусловлено необходимостью выполнения работы в течение полного рабочего дня в дошкольных группах с детьми (обучающимися) с ограниченными возможностями здоровья или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, как это предусматривалось при ранее действовавшем регулировании продолжительности отпусков. Кроме того, для предоставления, к примеру, воспитателям или музыкальным руководителям отпуска продолжительностью 56 календарных дней не требуется также обязательное формирование группы только детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Такой же продолжительности предоставляется отпуск воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в группах с детьми, в составе которых имеются воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, если такие группы являются структурными подразделениями общеобразовательных организаций. При этом следует учитывать, что организация образовательной деятельности с обучающимися (в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении) в дошкольных образовательных организациях или соответствующих структурных подразделениях образовательных организаций осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». В соответствии с порядком, предусмотренным указанным приказом, образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Дополнительно Департамент обращает внимание на то, что категория детей, в отношении которых применяется понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», определена законодательством Российской Федерации, как с точки зрения собственно ограничений у детей по здоровью, так и с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования исходя из решения коллегиального органа – специальной комиссии, каковой является психолого-медико-педагогическая комиссия. Согласно приказу Минобрнауки России «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» от 20 сентября 2013 г. № 1082, указанная комиссия формулирует заключение о необходимости создания специальных условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, а также рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребёнок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи. Основанием для работы воспитателя, музыкального руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в составе группы комбинированной направленности, являются необходимые рекомендации соответствующей комиссии, подготовленные на основе реализации положений данного приказа. Дополнительно Департамент информирует, что работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно увеличивать продолжительность отпусков работникам дошкольных организаций, не имеющих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, либо воспитателям и музыкальным руководителям, работающим только в группах общеразвивающей направленности, функционирующих в общеобразовательных организациях, путем установления им дополнительных отпусков, учитывая в конкретном случае тот факт, что в летний период, когда сокращается количество дошкольных групп, часто прекращается их функционирование на это время в целом. Основанием для установления дополнительных отпусков являются статьи 41 и 116 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которыми в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы, преимущества для работников, условия труда более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, в том числе дополнительные отпуска. Следует также учесть, что ни ТК РФ, ни иными федеральными законами каких-либо ограничений по установлению дополнительных отпусков работникам сферы образования, в том числе имеющих право на ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска не установлено. На этом фоне важно использовать обозначенную возможность принятия превентивных мер для устранения нарушений, связанных с принудительной отправкой работодателем в отпуск без сохранения заработной платы (в нарушение статьи 128 ТК РФ) незанятых летом педагогических работников дошкольных организаций, а также воспитателей и музыкальных руководителей, работающих в этих должностях в дошкольных группах общеразвивающей направленности, функционирующих в виде структурных подразделений общеобразовательных организаций. Важно отметить, что предоставление дополнительных отпусков воспитателям и музыкальным руководителям дополнительных затрат не потребует, поскольку работодатель в данном случае оплачивает либо дни дополнительного отпуска сверх установленной продолжительности основного удлиненного отпуска, либо заработную плату за период, не совпадающий с основным ежегодным отпуском, если дополнительный отпуск не предоставляется.
| ||
|
Всего комментариев: 0 | |