Уровень заработной платы педагогических работников необходимо повышать
В преддверии нового учебного года председатель Башкирского рескома Общероссийского Профсоюза образования Светлана Пронина ответила на вопросы газеты «Действие».
— Светлана Николаевна, вопросы оплаты труда педагогических работников сегодня остаются ключевыми по своей значимости как для самих работников, так и для органов власти и профсоюзов. Какие из многочисленных проблем, на ваш взгляд, требуют первоочередного решения?
— Меры по реализации 597-го Указа
Причин несколько. Но в большей степени этому способствуют, как показывает анализ, факты неполного или несвоевременного перечисления средств, поступающих из республиканского бюджета на оплату труда работников, со стороны финансовых органов муниципальных образований, временного нецелевого использования субвенций, которые отдаются в учреждения в конце года или квартала. В итоге в течение года во многих учреждениях образования заработная плата выплачивается без стимулирующих выплат, что не только существенно влияет на уровень оплаты труда работников, но и приводит к условиям, когда стимулирующие выплаты не выполняют заявленной «майскими» Указами
Эпизодические «вбросы» средств на стимулирование провоцируют непрозрачное, субъективное, с нарушением норм трудового законодательства распределение стимулирующих выплат работникам. С этим вопросом мы обращались в органы власти, в том числе в ряд муниципальных образований. Эта проблема столь серьёзна, что федеральное министерство ставит вопрос о передаче учредительства образовательных учреждений на региональный уровень с тем, чтобы условия финансирования были едины. Пользуясь возможностью, хотелось бы ещё раз заострить внимание на данном вопросе, и поскольку министерство образования своевременно и регулярно направляет средства в муниципалитеты, чтобы они так же своевременно поступали в учреждения.
Второй вопрос по оплате труда — это низкий уровень гарантированной части заработной платы педагогических работников.
В некоторых учреждениях гарантированная условно-постоянная часть заработной платы не достигает и 40% её объёма. В то же время немало учреждений (как правило, «минусовых»), в которых и вовсе отсутствуют средства на формирование фонда стимулирующих выплат. Соответственно, в этих учреждениях складывается низкий уровень оплаты труда педагогических работников. Это ведёт к неоправданно высокой дифференциации оплаты труда педагогических работников, работающих в одной отрасли в одном регионе, как правило, выполняющих одинаковые трудовые функции в одинаковых условиях при равной результативности профессиональной деятельности. Получая нерегулярные стимулирующие выплаты, размер которых непостоянен и зависит от объёма, как уже отмечалось, нерегулярно поступающих средств, работники перестали понимать, как формируется их заработная плата.
Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в своих рекомендациях на 2017 год установила долю условно-постоянной части заработной платы в виде ставок заработной платы (окладов) работников в структуре их оплаты труда не ниже 70%. Эта норма в системе республиканской оплаты труда в образовании не выдерживается. Проблема усугубилась из-за того, что размер МРОТ почти сравнялся с размерами ставок педагогических работников, а во внебюджетной сфере они даже выше.
Реском профсоюза неоднократно обращался
— На встрече профактива республики
— Все мы знаем, что до 2016 года нормативное финансирование осуществлялось исходя из списочной численности воспитанников, сейчас — в соответствии с изменениями, внесёнными в Закон Республики Башкортостан «Об образовании» — исходя из предельной наполняемости групп (например, 20 детей в группах для детей от 3 до 7 лет).
Профсоюзный мониторинг выявил, что всего по республике в дошкольных образовательных учреждениях сверх нормативной численности содержится более 32 тысяч человек, а фактическое посещение сверх нормы составляет 20 тысяч детей в 55% групп. Таким образом, на обучение и воспитание, как минимум, свыше 20 тысяч воспитанников фонд оплаты труда не выделяется. Это ведёт к ухудшению условий и повышению интенсивности труда работников без соответствующей оплаты. При этом воспитатели обязаны предоставлять образовательные услуги всем детям по списочному составу независимо от частоты и степени посещаемости ребёнком дошкольного учреждения. Всех их надо подготовить к школе. Так ведь?
Эти факты нашли своё подтверждение и в ходе проверок, осуществленных рабочей группой в составе специалистов Министерства образования РБ, Министерства труда и социальной защиты населения РБ и рескома профсоюза, которая проанализировала наполняемость ряда дошкольных образовательных учреждений Уфы. Доплаты за переполненность групп в учреждениях не устанавливаются, хотя совместное письмо заместителя Премьер-министра
Реском профсоюза, используя право законодательной инициативы Федерации профсоюзов, внёс проект изменений в приложение к Закону «Об образовании в Республике Башкортостан» по финансированию оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных учреждений исходя из численности воспитанников, фактически посещающих эти учреждения. Этот вопрос неоднократно обсуждался в Курултае,
Полагаем, что при фактической перегрузке групп необходимо устанавливать доплаты за интенсивность труда педагогическим и другим работникам дошкольных учреждений. Стимулирующие выплаты в дошкольных учреждениях, по нашему мнению, должны в первую очередь распределяться за интенсивность труда, а если останутся средства, — тогда и за иные показатели. Это отвечает требованию ст. 132 Трудового кодекса РФ, по которой заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. И, конечно, это будет справедливо.
Полагаем, что если все организаторы и участники образовательного процесса, ответственные за финансирование образования, своевременно, в полном объёме будут выделять средства, а в учреждениях они будут грамотно, в соответствии с локальными актами справедливо распределяться, финансовые средства выполнят свою функцию, люди будут удовлетворены, что самым позитивным образом повлияет на результаты труда и состояние системы образования республики.
— Министерство образования и науки РФ утвердило план мероприятий по формированию и введению национальной системы учительского роста (НСУР) в России. Что изменится в работе учителей?
— Национальная система учительского роста — это программа, разрабатываемая в соответствии с поручением президента РФ В. Путина по результатам обсуждения вопросов образования на заседания Государственного совета по вопросам образования, состоявшегося в декабре 2015 года.
Федеральное министерство разработало дорожную карту реализации программы. НСУР предполагает градацию должности, например, введение таких должностей, как учитель-методист и учитель-наставник. Эти должности предполагают и разный трудовой функционал, и разные условия и оплату труда. Более того, необходимо внести изменения в ряд законодательных актов, чтобы учителя с новыми наименованиями должностей не потеряли социальные гарантии, среди которых, например, удлинённый отпуск, досрочная пенсия, социальные льготы на селе и др. Ну и важный вопрос: новации потребуют дополнительных средств. Будут ли они?
Всё это в стадии разработки, поэтому особых поводов для беспокойства в предстоящем учебном году для учителей не должно быть. Одно могу сказать уверенно, что Общероссийский профсоюз образования будет отстаивать позицию учителя в этом вопросе, как делал это и в вопросах введения профстандартов, и в иных вопросах, связанных с защитой профессиональных интересов работников.
Мы не можем не отметить, что внимание к вопросам образования и проблемам отрасли очень большое, причём как со стороны органов власти, так и со стороны общественности, что и радует, и повышает ответственность педагогического сообщества за результаты работы. Надеемся, что предстоящий учебный год будет стабильным и продуктивным.
Артур СУНАГАТУЛЛИН